Базовые потребности личности по модели Кэрол С. Дуэк.

Модель психолога Кэрол С. Дуэк (Carol S.Dweck) представлена автором в оригинальной статье 2017 года.

Модель семи базовых потребностей, дает возможность углубить понимание человеческого функционирования в психотерапии и таких социальных интервенциях, как обучение и воспитание.

На базовых потребностях основана мотивация человека, его цели, убеждения, эмоции и побуждения. Опыт достижения (или не достижения) целей, влияет на выбор следующих целей, на выработку стиля действий, на формирование черт характера, на становление идентичности личности (кто я? какой я?).

То, как реализуются базовые потребности сейчас, и то, какой у человека накоплен опыт их удовлетворения в прошлом, помогает ответить на важные вопросы: почему один человек думает, чувствует и поступает таким образом, а другой иначе? как это формируется? как мы можем влиять на это?

Каковы же эти базовые потребности?

Базовая потребность — это ключевая цель, которая с самого раннего детства человека обеспечивает оптимальное благополучие в настоящем и оптимальное психологическое развитие в будущем. То есть, даже будучи младенцем, человек

1) восприимчив к информации, обеспечивающей эту потребность,

2) проявляет активность с целью ее удовлетворения

3) хуже развивается, если она не удовлетворяется должным образом.

В предложенную Кэрол С. Дуэк схему вошли три потребности, такие как: Принятие, Предсказуемость и Компетентность. А также четыре производные от них, которые формируются из их комбинаций: Доверие, Контроль, Самооценка/Статус и Самосогласованность (когерентность).

Потребность в Принятии — стремление быть частью поддерживающих отношений. С младенчества наша психика настроена на разпознавание, поиск и предпочтение теплого к нам отношения. Неудовлетворение этой потребности замедляет психическое и физическое развитие (см. госпитализм), а в некоторых случаях, может ощущаться как угроза собственному существованию.

Потребность в оптимальной Предсказуемости — расширение знаний о себе и о мире, в их взаимосвязи и взаимовлиянии, отвечает нашей потребности постоянно получать объяснение тому, что происходит с нами и вокруг нас. Неудовлетворение потребности в Предсказуемости мешает пониманию своей роли в происходящем, может приводить в последствии к тревоге, чувству вины и пр.

Потребность в Компетентности — стремление осваивать и расширять собственные навыки, способы действия, все что позволяет достигать самостоятельных результатов. Безусловно пока мы малы, мы зависим от умений взрослых, но даже младенцы довольны собой, когда удается схватить предмет или доползти до цели. Удовлетворение потребности в компетентности — хороший фундамент для обучения и развития человека, как самостоятельной личности.

Следующая группа потребностей ( Кэрол Дуэк называет их сложными, составными) логично надстраивается над тремя упомянутыми выше. В ходе развития психики эти потребности обнаруживают себя позже, потому что здесь уже включаются элементы сознания, однако они также считаются базовыми.

Потребность в Доверии — вырастает из потребностей в Принятии и Предсказуемости. Когда есть кто-то, с кем у нас теплые отношения и они возвращались к таковым, несмотря на разные изменения в нас и вокруг нас, мы будем испытывать возрастающее доверие к нему. Похожая схема у доверия к миру и к себе самому.

Если удовлетворяется потребность в принятии (я тот, о ком позаботятся) и предсказуемости (я знаю, как это работает) то и потребность в доверии реализовать будет проще. И, наоборот, если что-то утрачивает наше доверие, то либо это что-то, что нам навредило (например, мы травмировались), либо нет понимания, как это себе объяснить (страх полетов на самолете).

Потребность в Контроле — берет начало в потребностях Предсказуемости и Компетентности. Держать под контролем в этой модели означает иметь представление о том, как устроена и функционирует какая-то сторона вашей жизни, и иметь подходящие ситуации навыки, возможность их применить, чтобы повзаимодействовать, повлиять на то, что происходит. Значит, когда мы чувствуем утрату контроля, нужно обратить внимание на то, как мы объясняем себе происходящее (потребность найти это объяснение) и какие у нас есть умения (возможности, навыки, копинги) из опыта самостоятельности.

Потребность в Самооценке/Статусе — складывается из потребности в Принятии и Компетентности. Приобретая все новые и новые умения в жизни, мы также внимательны к оценке наших действий кругом значимых лиц. И, разумеется, если новый навык, который удовлетворяет потребность в возрастающей компетентности, встречает еще и улучшение отношения окружающих, то самооценка индивида будет расти.

Обретение статуса, положения в обществе означает, что ко мне хорошо относятся, учитывают мои достижения, признают мои умения. И действительно, порой человек делает все, чтобы развиваться и совершенствоваться (развивает компетентность), но не может обрести высокую самооценку, потому что блокирована потребность в принятии.

И, наконец, потребность в Самосогласованности (Когерентности) — Кэрол Дуэк определяет ее как глубинное ощущение целостности личности. Она связывает базовые и составные потребности и обеспечивает личности чувство идентичности и внутренний смысл. Степень удовлетворенности потребностей в Принятии, Предсказуемости, Компетентности, Доверии, Контроле, Самооценки — определяет то, насколько личность будет чувствовать себя гармонично в моменте или считать себя целостной в общем.

Теперь вы знаете для каких желаний предназначался Цветик-Семицветик

Эта модель выделяется своей лаконичностью и простотой, и в то же время содержит глубину и многовариантность своего применения. От себя замечу, что в психологическую работу часто идут, замечая в себе утрату целостности и смысла, либо чтобы развить доверие, увеличить контроль и повысить самооценку. А психолог в ответ на этот запрос начинает с восстановления первых трех потребностей: принимает и поддерживает, обеспечивает регулярность, надежность, и поощряет самостоятельность 🙂

Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их мне в форме обратной связи или записаться на консультацию здесь.