Ребенок фантазирует, нормально ли это?

Чаще всего родителей беспокоят фантазии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

«Все время врет и выдумывает – говорит, что не делала, когда делала и наоборот»;

«Придумал воображаемого мальчика и теперь все делает вместе с ним»;

«Если что-то натворит – отрицает свою вину, сваливает на придуманного плохого».

Ребенок фантазирует, нормально ли это?, изображение №1

В промежутке от 2 до 5 лет мозг детей развивается настолько, что это позволяет им фантазировать. Воображение – важная познавательная функция, на которую в дальнейшем накладывается способность совершать другие мыслительные операции. Например, счет в уме или представление того, о чем читаешь – чем не фантазия? А уж прогнозировать что-то без воображения вообще не получится – даже представить, что такое «завтра» затруднительно.

Однако, развитие не происходит одномоментно, у ребенка может еще долго сохраняться тонкая грань между фантазией и реальностью.

Здесь нужно упомянуть о второй важной функции фантазирования – защитной. Все знают о «гибкой психике» ребенка. Во многом погружение в фантазирование помогает ему справляться с жизненными трудностями: в виду отсутствия жизненного опыта, выдумка, становится способом почувствовать себя хорошо (преодолеть тревогу, стыд, вину, скуку).

И если взрослый уже свыкся с тем, что фантазиями делу не поможешь и нужно предпринять реальные действия, чтобы изменить ситуацию, то ребенку достаточно оставаться в мире фантазии. Будет здорово, если следующий шаг – про способы реальных действий – его научит делать взрослый.

Распространенные ситуации «фантазирования» дошкольников и младших школьников.

Отождествление себя с игровым персонажем (животным) – возникает в период появления сюжетно-ролевой игры, когда освоение всевозможных ролей развивает представления ребенка о мире. Побыть феей или тигром, злым или добрым героем мультфильма, сказки – прочувствовать качества персонажей на себе, потренироваться быть разным. Механизм идентификации развивает эмоциональный интеллект ребенка, помогает справиться с неинтересными или неприятными делами («я не могу – у меня лапки», это оттуда). Вы как родитель тоже можете использовать эту временную особенность — значит сегодня будем чистить зубы по-тигриному.

Ребенок фантазирует, нормально ли это?, изображение №2

Воображаемый друг – придумывание или использование уже «готового» сказочного персонажа в качестве партнера по играм или другим жизненным ситуациям, беседы с таким «незваным гостем» могут серьезно насторожить родителя. Дело в том, что наше мышление – это внутренняя речь – мы научаемся ей в разговоре с близкими, а потом уже говорим «про себя». Может так сложиться, что ребенку в какой-то период времени безопаснее и доступнее «проговаривать» свой опыт с вымышленным другом, чем с людьми из реального окружения. Вступают в действие защитные механизмы психики и ребенок наделяет необходимыми для себя функциями этого персонажа.Еще одно объяснение первых двух видов фантазирования – самостимуляция мыслительной деятельности – когда ребенку не хватает стимулов из реальности (занятий, игрушек, разговоров, игр), он их придумывает для себя сам.

Ложь и вранье — «я не делал», «это не я», «было не так» хотя вы знаете или даже сами видели, что было на самом деле. Ребенок с жаром, со слезами доказывает, упирает на свое видение ситуации. Но давайте признаем, что обычно это происходит в тех ситуациях, когда ребенок с чем-то не справился, или получилось не так, как он ожидал. Чувствовать себя неумелым, плохим, испытывать стыд или вину неприятно, а если в опыте ребенка за подобное можно лишиться любви родителей, то еще и страшно. Пока ребенок взрослеет, учится справляться с разными чувствами и ситуациями — провалы и ошибки неизбежны. Воображение помогает «перезаписать» реальность, если она не соответствует представлению о себе как о «хорошем», не отвечает потребности в самоуважении.

Ребенок фантазирует, нормально ли это?, изображение №3

Внутренний голос – обычно на него списывается импульсивное и/или нежелательное поведение. Такая детская попытка перенести ответственность за тяжелые чувства, за неодобряемые желания. В ответ на вопрос взрослого «Почему ты так поступил?», ребенок не знает, что ответить, потому что не понимает истинных причин своего желания так сделать, либо не хочет потерять любовь того, кому сделал плохо, или потому что понимает, что злится вообще запрещено. Снова на помощь приходит воображение: внутренняя речь о том, что оценивается как недопустимое и нежелательное, превращается во внутренний голос, который «не я». У ребенка остается самоуважение к себе, как к «хорошему», а все негодное помещается в «плохой голос», который замышляет, подговаривает, подталкивает.

Фантазия vs реальность. Как помочь?

Из универсальных принципов наверно только один: присмотреться к причинам фантазирования и помочь ребенку с ними справиться.

  • Не ругать, а разговаривать.
  • Не запрещать, а предлагать другие способы действия.
  • Не пугать(ся), а внушать уверенность.

Если вы знаете причину появления избыточного фантазирования, а самостоятельно не получается помочь ребенку, вам могут быть полезны детский и семейный психолог.

Если вас настораживает сила, тотальность, длительность фантазирования, а также другие признаки психологического неблагополучия – проконсультируйтесь с клиническим психологом, неврологом, детским психиатром.

Если у вас появились вопросы, можете задать их здесь или почитать другие статьи, например, Почему подросток врет?

Вам также может понравиться...